a vot koe-chego po moikam:
МЫТЬЕ МОЕ
Радовать глаз и защищать от коррозии. Собственно, это и все, для чего предназначено лакокрасочное покрытие кузова. Но вот как долго кузовная эмаль сохранит декоративные и защитные свойства, в немалой степени зависит от ухода, который будет обеспечен лакокрасочному покрытию в эксплуатации.
--------------------------------------------------------------------------------
Вряд ли мойку автомобиля можно безоговорочно признать процедурой, позволяющей продлить жизнь краске на кузове. Все-таки любая мойка предполагает механическое и химическое воздействие орудий труда и моющих средств на поверхность, что сохранению этой поверхности в первозданном виде отнюдь не способствует. Поэтому стремление содержать наружную поверхность кузова в чистоте зиждется в основном на нормальном желании автовладельца не прослыть неряхой. Ибо автомобиль в некотором роде визитная карточка, способная многое рассказать окружающим о своем хозяине.
Однако зима к обычному набору естественных условий, круглогодично разрушающих эмаль на кузове, добавляет собственный фактор влияния на долговечность лакокрасочного покрытия - антигололедные реагенты. Причем по агрессивности воздействия на краску с этим фактором не сравнятся ни перепады температур, ни повышенная влажность, ни солнечный ультрафиолет, ни промышленные газы, содержащиеся в атмосфере больших городов. Кроме того, распределившись по кузову и проникнув в толщу краски через невидимые глазу микротрещинки, реагенты незамедлительно инициируют электрохимическую коррозию. Поэтому зимой мойка на самом деле становится действенным способом защиты кузова.
Куда податься
Но это летом мойку при желании нетрудно превратить в удовольствие, если организовать машине водные процедуры на лужайке перед своим коттеджем, дачей, тещиным домиком в деревне. Либо, пренебрегая возможностью добавить к сумме, затраченной на шампунь, штрафное вознаграждение в размере от 0,5 до 3 базовых величин (а не слишком ли гуманно, кстати, будет?) от работников правоохранительных органов, заняться этим мероприятием прямо на лоне природы. Зима же превращает самодеятельную мойку в суровое и при этом трудно реализуемое испытание. В морозы мыть и не думайте - не успеете провести по кузову тряпкой, как он сразу же покроется льдом. Можно, конечно, выйти к автомобилю с ведром горячей воды и ею смывать ледяную корку, но нужно ли, когда такой способ является самым верным одним махом добавить к уже имеющимся на краске микротрещинам множество новых?
Значит дорога нам на профессиональный сервис. А он предлагает несколько вариантов моек, и остается определиться, на какую из них податься.
Заезд в портал
Чего у автоматических моек не отнимешь - быстроты. Минут 10-15 - и свободен. Все это за 10.000 руб. для легкового автомобиля, внедорожника и минивэна и порядка 12.000 руб. для микроавтобуса. Сушка, а для зимы это необходимая процедура, если не хотите проблем с примерзшими к оконным проемам стеклами в дверях, и дверями - к кузову, добавляет к указанной сумме 1500-2000 руб. Попробуйте найти быстрее и дешевле.
Но лично я не пользуюсь услугами автоматических моек с 1999 года, после того, как на Peugeot Partner моего коллеги по прежней работе щетка портальной мойки оторвала стеклоочиститель. Товарищ сначала даже не понял, что произошло, а просто услышал звук, сопровождающий путешествие оторванного стеклоочистителя по крыше автомобиля. Я видел царапины на кузове и держал злополучный дворник в руках, и этого было достаточно, чтобы навсегда отбить охоту заезжать в "портал". С тех пор, конечно, много шампуня утекло, но желание проверить на своей машине, как сейчас работают автоматические мойки, до сих пор не возникает.
Руки не для скуки
Конкуренты портальных моек, предлагающие в качестве одного из рабочих инструментов собственные руки мойщиков, уверяют, что при ручной мойке риска получения автомобилем механических повреждений не существует вовсе. Повод засомневаться в законности этих заверений появился, когда однажды мануальные "терапевты" умудрились с помощью одного только аппарата высокого давления превратить в моей машине до этого плотно прижимающийся к стеклу задний стеклоочиститель в устройство, дребезжащее при каждом закрытии двери багажника. А окончательно доверие к ручным мойщикам было подорвано после того, как на другой мойке чересчур ретивый "мочалок командир" сшиб с крыши опять-таки моей машины жиклер омывателя заднего стекла.
Однако из двух зол приходится выбирать меньшее, а надо признать, что по качеству исполнения и более тщательному удалению грязи ручные мойки все-таки превосходят автоматические. Впрочем, у качества имеется и другая сторона. Ручная мойка более продолжительна по времени, в горячие сезоны требует для посещения предварительной записи, и стоит, как правило, несколько дороже, чем заезд к "автоматчикам". Ориентироваться следует на сумму от 13 тыс. руб. - с сушкой, разумеется.
Нет контакта
Если нет никакого желания столкнуться с неожиданностями, подстерегающими на автоматических и ручных мойках, тогда добро пожаловать на бесконтактную мойку. Но смотрите - не перепутайте. На отдельных портальных и ручных мойках за 3200-8000 руб. предлагают процедуру, называемую бесконтактной, при которой всю машину либо ее колесные арки и пороги лишь просто обливают снаружи чистой водой, смывая соль. Стоимость же настоящей бесконтактной мойки начинается от 10.000 руб. для легкового автомобиля и от 11.500 руб. для микроавтобуса, а предполагает этот процесс химическое воздействие на грязь с помощью активной пены и удаление пены после технологической выдержки струей воды из аппарата высокого давления. Нанесение на кузов раствора полимерный воск, ускоряющий сушку и в период между мойками защищающий лакокрасочное покрытие от агрессивного воздействия соляных реагентов, и сама сушка увеличивает стоимость такой мойки легковой машины до 15.000 руб.
Бесконтактных моек, использующих активную пену, у нас пока единицы. Кое-кто из автомобилистов об их существовании даже не догадывается, а те, кто о них лишь слышал, но не пробовал, сомневаются, как это вообще можно хорошо отмыть налипшую на кузов грязь, если не тереть ее тряпками, губками, щетками. Оказывается, все-таки можно и при этом неплохо.
Но по понятной причине активная пена, используемая при бесконтактной мойке, является среди всех моющих средств самым жестким в работе препаратом. Это только среди шампуней, встречающихся в розничной торговле и рассчитанных на любителя, возможны счастливые симбиозы с кондиционером, воском или полиролью в одном флаконе - разумеется, в ущерб моющей способности самих шампуней. А добавьте жидкий воск, которым для ускорения сушки пользуются на мойках, в активную пену, и он тут же выпадет хлопьями, потому что для пены он тоже грязь. Еще один показатель высокой химической активности - пена способна справиться со свежими битумными пятнами. Не случайно, что по техпроцессу бесконтактной мойки пена должна находиться на кузове не более 3 минут, после чего обязана быть смытой водой. Иначе возможны проблемы.
В литературе, посвященной бесконтактным мойкам, имеются предупреждения, что передержка активной пены на кузове ведет к образованию прочной корки из засохшего шампуня и появлению разводов на краске, длительный контакт с резиновыми или пластиковыми уплотнителями, декоративными накладками, щетками стеклоочистителей может повредить их либо способствовать отслоению с них краски. Об этом работники бесконтактных моек предпочитают умалчивать. Ну и пусть помалкивают, главное - чтобы сами знали и не забывали, что при точном соблюдении техпроцесса, никаких побочных эффектов не случается. А нарушать, к слову, вроде бы и нет смысла. Во-первых, потому что лучше активная пена все равно не отработает, и во-вторых, когда на улице выстроилась очередь клиентов, задержка грозит мойке неполучением в кассу определенной денежной суммы.
Полируемся
Воск. Как о том говорилось, он не только ускоряет сушку, вытесняя воду с помытой поверхности, но и, образуя при высыхании полимерную пленку, защищает лакокрасочное покрытие от агрессивного воздействия соляных реагентов в период между мойками. Правда, хватает покрытия воском ненадолго, максимум на одну-две мойки, после чего процедуру приходится повторять. Для зимы, особенно когда машину предполагается эксплуатировать интенсивно, стоит подумать о полировке. Основное назначение полиролей не косметический эффект, как полагают некоторые автолюбители, а в первую очередь - защита и консервация поверхности. Выдерживает полироль от 5 до 10 моек в зависимости от того, любительский это препарат или профессиональный.
Если воск самопроизвольно распределяется по поверхности, то полироли приходится растирать. Существует два типа полировок - легкая и глубокая. Какую из них предпочесть, зависит от фактического состояния лакокрасочного покрытия. Когда эмаль не успела основательно потускнеть и обветриться, достаточно прибегнуть к легкой полировке. За эту работу профессионалы возьмут порядка 20.000-25.000 руб., глубокая же полировка обойдется в сумму от 70 тыс. руб. и выше.
Сергей БОЯРСКИХ.
Фото Глеба МАЛОФЕЕВА.
Мыть или не мыть? Для зимы это не вопрос - надо мыть и желательно почаще. Потому что с агрессивностью воздействия на лакокрасочное покрытие кузова антигололедных соляно-песчаных смесей ничто не сравнится
http://ab-daily.by/index.php?act=number ... ote_id=445